Бывший житель Комсомольска-на-Амуре, бывший бригадир сборщиков-клепальщиков КнААПО имени Гагарина, бывший член Верховного Совета РФ, а ныне – пенсионер, живущий в Москве и работающий в общественной организации. Не сильно изменился внешне, хотя ему давно за 60. Владимир Васильевич Чернов.
Мы встретились в скверике у завода имени Чернышева, где дислоцируется офис Московского отделения Союза машиностроителей России – теперешнее место работы Чернова. Он здесь отвечает за оргстроительство и связи со СМИ. Почти коллега. Даже газета своя там имеется: «Наш СоюзМаш». На прощание Чернов подарит мне пару экземпляров. Но это будет после, а пока мы предаемся воспоминаниям; благо, повод есть.
- «Володя, делай так, как чувствуешь… Чтоб прочно было!»
Повод – 80-летие Комсомольского авиазавода, которое отмечалось недавно. Это и его праздник. Сколько из 80-ти лет «черновские»? – спрашиваю земляка.
– Полных 17, – отвечает, и глаза его влажнеют. – Трудился на заводе с 1973-го до 1990 года, когда меня избрали народным депутатом, и я уехал в Москву…
Уехал навсегда. Впрочем, Владимир Васильевич готов с этим поспорить, называя 24-летний период жизни в столице «затянувшейся командировкой». По его словам, москвичом себя не считает и по-прежнему в душе дальневосточник. Еще и потому, что с Комсомольском и Хабаровским краем связи никогда не порывал. Ни как член Верховного Совета и координатор фракции «Рабочий союз России», ни позже – как сотрудник аппарата Госдумы РФ (14 лет отработал помощником у Н.Камышинского, Е.Галичанина, С.Бабурина – депутатов, так или иначе связанных с Дальним Востоком, Сибирью), ни сегодня, будучи функционером СоюзМаша.
Рассказывает:
– Мы с женой то и дело задаемся вопросом: «Ну, когда домой поедем?». В Комсомольске наши корни, могилы родных людей… Там до сих пор живут близкие, друзья. Мой сын Андрей, кстати, – военный представитель на авиазаводе. Вот только полчаса назад звонил ему – он еще на службе (а время: 15.20 мск – С.А.). Очень рад за него! И мы с ребятами в горячую пору тоже по 12 часов вкалывали, не жаловались. С работой были!
О своей работе на ДМЗ, АЗиГ, КнААПО (прежние названия Комсомольского-на-Амуре авиазавода) Чернов говорит подробно, с деталями, которые за десятилетия, похоже, ничуть не стерлись в его памяти. Вот, например, история о том, с какими трудностями запускали в производство знаменитый истребитель Су-27, или по-другому – изделие Т-10. Это было в начале 1980-х.
– Тяжелая ситуация сложилась, когда одна из машин потерпела аварию на испытаниях в Ахтубинске, – вспоминает Владимир Васильевич. – Там оторвало законцовки на килях, лопнули гидротрубки, и пилоту пришлось оставить самолет. На заводе сложное время, декабрь, конец года… Почему хорошо помню? Как раз у тестя был день рождения. Пришел я с работы – только сели за стол, по рюмке выпили, тестя поздравили – дзынь! – звонок в дверь. Саша Локтев заходит, зам. начальника цеха: «Володя, собирайся!» – «А что такое?» – «Пришли детали, надо срочно доработки делать на всех машинах, которые есть». И вот прямо из-за праздничного стола мы бежим в свой 21-й цех. Там уже все наши и зам. генерального конструктора ОКБ «Сухой». Детали не подходят, буквально на коленке их доводим. Зам. генерального говорит мне: «Володя, делай, как чувствуешь, чтобы прочно было!». Больше суток тогда я провел в цехе. Потом были еще напряженные смены, но в итоге мы сделали все, как надо.
По его подсчетам, в те ударные времена «гагаринцы» выпускали в небо по 12-14 самолетов ежемесячно, а за все годы работы сборщик-клепальщик Чернов участвовал в сборке сотен машин. Многие летают до сих пор.
- Задача – вдохнуть жизнь в производство
– Ну, а сейчас смог бы, если что, тряхнуть стариной? – задаю ветерану самолетостроения каверзный вопрос.
Он смеется:
– Как говорится, опыт не пропьешь! Я как-то с Пекаршем, директором нашего авиазавода, встречался, говорю ему: «Александр Иванович, возьмешь меня обратно?» – «Возьму», – говорит. – «Но я же не смогу работать так, как раньше!» – «Ничего, – говорит, – главное, чтобы ты пацанам показывал, как правильно делать»… Да, наверное, пошел бы. Для того, чтобы передать свой опыт молодежи. Не хватает сейчас специалистов. Я это вижу и по московским предприятиям. Но мне все-таки 65 скоро…
Чернов, конечно, в курсе того, как непросто решается «кадровый вопрос» на его родном предприятии, да и в целом по Хабаровскому краю. Знает, что этой проблемой реально озабочен губернатор Вячеслав Шпорт, который также вышел из цехов Комсомольского авиационного завода и к тому же является видным членом Союза машиностроителей России. Не удивительно, что московское отделение СоюзМаша поддерживает контакт с коллегами из города на Амуре, участвуя в молодежных слетах Хабаровского реготделения и в других совместных мероприятиях.
– Наша задача – вдохнуть жизнь в производство, чтобы не убегали люди за проходную после гудка, чтобы интересно им было – как нам в свое время. Но для этого, прежде всего, работодатель должен повернуться лицом к молодежи, – рассуждает Чернов. – Нужно дать людям достойный заработок, перспективу получения жилья, другие стимулы и тогда работать в промышленности станет престижно. Ну и спрос, конечно, должен быть. С нас ведь в свое время спрашивали ой-е-ей!
Сегодня под «опекой» Владимира Васильевича несколько десятков московских заводов, в основном – оборонного комплекса. Что любопытно, у многих были и есть деловые связи с предприятиями Хабаровского края. И это, видимо, сыграло свою роль, когда регион оказался в беде. Амурское наводнение 2013 года мало кого оставило равнодушным. Чернов убедился в этом, организовав сбор пожертвований в фонд помощи пострадавшим от паводка.
– Знаю, что очень многие предприятия СоюзМаша по моей инициативе перечислили тогда деньги. А моя жена, она работает секретарем профкома Государственной думы, провела сбор средств в парламенте. Мы очень переживали за Комсомольск! Вот, веришь-нет, это действительно так, – чеканит Чернов слова, смахивая слезинки с глаз. – Я просто горд, что вырос и прошел становление в Комсомольске, и мне не стыдно говорить людям: это – мой город! И он спас себя.
– Власти хорошо поработали.
– Губернатор Шпорт и его команда, действительно, сделали в тех условиях все, что могли, край сделал все, что мог. Такое грандиозное стихийное бедствие удалось пережить практически без жертв! А вот к федеральным министерствам у меня вопросы. По хвостам били, что называется. Почему не было предпринято упреждающих действий? Где земснаряды, которые должны загодя чистить дно? Река заилилась, обмелела, и вода пошла вширь, растеклась. А если б лучше смотрели за Амуром, уверен, такой беды не было бы в Комсомольске.
- «Не такие уж дураки мы были!»
– Скучаешь по городу?
– Скучаю. И город снится, и завод, и работа снится… Вот что-то здешняя работа мне не снится! – невесело усмехается Чернов.
– Нет ли сожаления, что когда-то сделал такой выбор: пошел в депутаты, в политику, оставил родные места?
– О том, что сделано, жалеть, наверное, не надо. Сделано! Я всегда отстаивал интересы регионов – и в Верховном Совете, и после. Я и сейчас не отрываю себя от Дальнего Востока, остаюсь дальневосточником.
…В «Большой биографической энциклопедии» о В.В. Чернове сказано так:
«Народный депутат, член Совета Республики Верховного Совета РФ (1990—1993), был членом Комитета по межреспубликанским отношениям, региональной политике и сотрудничеству, членом Мандатной комиссии, координатором фракции “Рабочий союз России». Выступал за установление государственного суверенитета РФ с созданием необходимых политических и общественных институтов. Заявлял, что Дальний Восток, оставаясь частью России, должен занять достойное положение среди стран Тихоокеанского бассейна. Обосновывал необходимость долгосрочной программы развития Дальнего Востока с ускоренными темпами развития экономики и социальной сферы. Предлагал ввести корректировку прожиточного минимума по регионам, установить “северные” надбавки к пенсиям, стипендиям и пособиям молодым матерям».
– Подпишусь под каждым словом, – говорит экс-нардеп. – Прошло почти четверть века, а до сих пор это актуально. Что-то сделано, что-то делается. К примеру, в свое время нам удалось принять Закон о северах и сократить женщинам рабочий день на час… Не такие уж дураки мы были!
Сергей АКУЛИЧ.
Фото автора
13 августа 2014 г.